Танец как образ жизни
Танец как образ жизни
Балет – музыкально-театральный жанр,
в котором тесно переплелись несколько видов искусств: музыка и танец, живопись и драма.
Основателем балета считается Доменико
да Пьяченца, который предложил для очередного бала объединить несколько танцев. Он написал к ним торжественный финал
и назвал это действо «балет»: в переводе
с итальянского «ballo» означает «танцую».
В XVII веке во Франции популярность получает такой жанр, как опера-балет, где ведущая роль отводится все же музыке, а не танцу.
Именно во Франции, в Париже, во времена Людовика XIV, была основана первая в мире академия танца, где занимались подготовкой танцоров. Руководители – придворный композитор Жан-Батист Люлли и хореограф Пьер Бошан – определили дальнейшее развитие балета. Композитор Люлли обосновал зависимость танцевальных движений от характера музыки. Бошан создал терминологию классического балета, которой
и пользуются до сих пор.
В XVIII веке, благодаря балетмейстеру-революционеру Жану-Жоржу Новеру, балет становится отдельным видом искусства.
В постановках Новера не было слов и песен. Все было подчинено танцу, который, по его мнению, должен заключать в себе всю драматическую мысль. Новер добился того, что эмоции, выраженные не вербально, а лишь движениями человеческих тел, вызывали бурный отклик в зрительном зале.
Отдавая дань заслугам Новера, день его рождения, 29 апреля, с 1982 года отмечается как международный день танца.
В Россию балет пришел во второй половине XVII века, и с тех пор интерес к этому искусству в нашей стране не утихал. В Российской Империи ему отводилась главенствующая роль.
Настоящим реформатором в области балета принято считать знаменитого русского композитора П.И. Чайковского. Именно в его произведениях уделяется особое внимание музыке, которая помогает танцу улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Чайковский сделал балет настоящей гордостью России, его произведения – подлинный образец балетного искусства.
Надо отметить, что балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижении определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех, кто выпускался из Театрального училища, принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достичь звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией. Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Число поклонников балета не уменьшается, именно поэтому профессия востребована и, несмотря на все трудности, очень интересна. Основное место работы артиста балета – театр. Театр – заветная мечта любого ученика хореографического училища. Артисты могут работать как в известных балетных труппах, так и в небольших коллективах.
Наиболее талантливых выпускников Московского училища, как правило, приглашают в труппу Большого театра, из академии Вагановой берут в Мариинский, Михайловский театры, в балет Бориса Эйфмана и т.д. Все молодые артисты проходят один путь – от артиста кордебалета до солиста. Бывают исключения, когда на выпускном экзамене вчерашних учеников хореографических училищ приглашают в театры на должность солистов. Но это скорее отдельные чудесные случаи, в основном же танцоры начинают с кордебалета – где в большинстве случаев и остаются. Лишь немногие, самые талантливые и трудолюбивые, добиваются сольных партий. Эта профессия предполагает строгую иерархию, в которой 17 квалификационных разрядов. Очень многое в развитии карьеры артиста балета зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, мест на конкурсах и личного обаяния артиста.
Профессиональная жизнь артиста балета коротка по сравнению с другими творческими профессиями и зависит от двух составляющих: таланта и известности. Как правило, к 35 годам артист балета завершает танцевальную карьеру. Лишь некоторые выступают на сцене в 40 или даже в 50 лет. Артист балета может продолжить работу в качестве педагога и преподавать в соответствующем учебном заведении, открыть собственную школу или попробовать себя в роли постановщика. При условии, что у артиста балета достаточно высокий уровень известности, есть возможность переквалифицироваться в актера театра или кино.
На зарплату артиста балета влияют уровень его подготовки, квалификация, место в труппе, известность театра.
Артисты второго плана в крупном театре получают в среднем 50 000 рублей. Также уровень зарплаты зависит от количества выходов на сцену и сложности постановки. Сольный исполнитель может рассчитывать на доход около 100 000-150 000 рублей.