ИЗ ПУНКТА А В ПУНКТ Б

СПЕЦИАЛИСТ

МАШИНИСТ

ИЗ ПУНКТА А В ПУНКТ Б

Курочка в фольге, вареные яйца, колбаса… Ммм… Примерно с таким атмосферным списком собираются люди в путешествие на поезде. В плацкарте, в купе – неважно, главное, что в хорошей компании. Тогда отпуск начинается уже в поезде! А везет их профессионал, о котором мы расскажем в этой статье – машинист локомотива.

Чем занимается машинист поезда?

Самый главный человек в поезде – машинист, – железнодорожник, который управляет грузовыми и пассажирскими поездами.

Видели ли вы, как выглядит «рабочий кабинет» машиниста?

Посмотрите, вот он:

На пульте и в кабине машиниста огромное количество кнопок разных цветов и размеров, рычагов, каких-то измерителей, кранов и тумблеров. С их помощью машинист управляет сложной машиной. Он никому не доверяет свою работу, разве что своему помощнику, молодому специалисту, который хочет набраться опыта.
Машинист отвечает за своевременную доставку пассажиров или грузов в назначенное место. Таких специалистов отличает невероятная выдержка, выносливость и концентрация. Ведь во время поездки,
в любой момент, может что-то случиться, например, на пути внезапно выйдет человек в наушниках, который
не слышит приближение состава. Ответственность за эту ситуацию и принятое решение ложится именно на машиниста.

Типичный день машиниста
Сначала такие профессионалы получают предрейсовый инструктаж: узнают, на каких участках ведутся ремонтные работы, где изменена допустимая скорость состава, какие намечаются погодные условия.
Затем машинист и его помощник проходят медосмотр, чтобы врач был уверен в здоровье людей, несущих ответственность за сотни пассажиров.
Только после этого машинист и его помощник подходят
к поезду. Но еще необходимо внимательно его осмотреть, убедиться в исправности тормозов, получить необходимую документацию и…пора отправляться.
Вы не поверите, но во время поездки машинист не имеет права покидать кабину. Чтобы покинуть ее, машинист обязан привести состав в нерабочее состояние.
В течение рейса машиниста контролирует система ТСКБМ — телеметрическая система контроля бодрствования машиниста. Она состоит, в том числе, из браслета, который машинист не должен снимать во время поездки.

Этот браслет контролирует активность такого профессионала: умные датчики реагируют на любое снижение активности специальным сигналом, который включает систему подтверждения работоспособности машиниста. Если в течение 5-7 секунд никто не отреагировал, то поезд будет автоматически остановлен.
А еще машинисты должны встречать друг друга и рабочих поднятием руки. Этот жест – не простое дружелюбие, а сигнал о том, что машинист не спит и все хорошо!

После рейса машинист тоже не может просто встать и уйти есть мороженое. Ему необходимо сдать дежурному по локомотивному депо всю документацию: маршрут, формуляр, скоростемерную ленту за выполненную поездку, бланки предупреждений об ограничении скоростей движения, справку о состоянии тормозной системы и ключи от кабины.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Что представляет из себя устройство для определения бодрствования машиниста?
ДАЛЕЕ
ПРОВЕРИТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
Ой! Подумай ещё...
ЕЩЁ РАЗ
Будь внимательнее!
ЕЩЁ РАЗ
Верно! Это браслет с умными датчиками. Ты молодец!
Браслет
ЕЩЁ РАЗ
Самый быстрый поезд в мире может разгоняться до 600 км/час, ввести его планируется в эксплуатацию
в 2027 году. От Москвы до Владивостока на нем можно было бы доехать за 15 часов. Сейчас такой путь займет около 6-7 дней.

Карьерный рост машиниста

Прежде, чем стать рулевым поезда, необходимо полтора года отработать в должности помощника.
Затем нужно пройти стажировку на должность машиниста и получить квалификацию третьего класса.
Машинисты 3-го класса обслуживают грузовое движение и участвуют в маневровой работе.
Чтобы получить квалификацию второго класса, необходимо отработать не менее двух лет и пройти дополнительное обучение. Тогда машинист получает возможность стать рулевым пассажирского локомотива.
Следующая ступень карьеры – квалификация первого класса, которую можно получить спустя еще время,
опять же, пройдя дополнительное обучение. А как вы думали? Машинист – это очень ответственная профессия, которая требует отличной подготовки.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭТИ КЛАССЫ? МЫ ЖЕ НЕ В ШКОЛЕ!

Верно. Но квалификация влияет на то, какими локомотивами управляет профессионал. А еще, конечно же,

на размер зарплаты. Чем выше класс машиниста, тем больше зарплата.



КТО ЕЩЕ РАБОТАЕТ В ПОЕЗДЕ?

Чтобы поезда бесперебойно доставляли пассажиров, необходимо внушительное количество персонала. Работников, которые обеспечивают нам безопасное путешествие, называют поездной бригадой.

Если мы говорим о поездах дальнего следования, то можно выделить следующих специалистов:

  • НАЧАЛЬНИК ПОЕЗДА
    Любой коллектив нуждается в управленце. Так как персонал поезда состоит
    не из одного сотрудника, ему тоже необходим начальник. Такой специалист берет на себя ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, за исправность поезда. Именно к нему вы подойдете, если станет плохо от перележавшей курочки в фольге или если проспали свою станцию. Начальник поезда справится с любой ситуацией. Таким профессионалом обычно становится проводник, который отработал на своей должности не менее двух лет и сдал соответствующие экзамены.

  • ПРОВОДНИК
    Это профессионал, которые наиболее часто контактируют с пассажирами.
    Они не только проверяют билеты и предлагают чай, но и следят за порядком
    в вагоне, помогают людям с ОВЗ.
  • ЭЛЕКТРОМЕХАНИК
    Поездной электромеханик – человек, который следит за состоянием состава
    и оказывает необходимую помощь при неисправностях. При отсутствии такого специалиста его обязанности выполняет начальник поезда.

  • РАБОТНИКИ ВАГОН-РЕСТОРАНА
    (ПОВАР, ОФИЦИАНТЫ, МОЙЩИК ПОСУДЫ, ДИРЕКТОР)
    Эти люди обеспечивают пассажиров разнообразными блюдами во время поездки.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Обязанности какого специалиста выполняет начальник поезда, если этого профессионала нет в поездной бригаде?
ДАЛЕЕ
ПРОВЕРИТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
Будь внимательнее!
ЕЩЁ РАЗ
Ой! Подумай ещё...
ЕЩЁ РАЗ
Ты молодец!
Проводника
ЕЩЁ РАЗ
Долгое время машинистами могли быть только мужчины. Оно и понятно: раньше это был очень тяжелый физический труд. Сейчас эта мера устарела
и такие запреты необходимо пересматривать. Именно поэтому в июле 2022 года в эту профессию впервые пришла женщина.

Первая железная дорога появилась почти 200 лет назад. Она соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском.
А строительство железной дороги, которая соединяла Санкт-Петербург и Москву, значительной частью общества было встречено с негодованием: немало рабочих погибало от тяжелого труда.
Да, дорога, которую мы проезжаем на Сапсане за 3-4 часа, строилась не один год.

ГДЕ РАБОТАТЬ?

Можно работать в частных компаниях, занимающихся, например, перевозками грузов. Или устроиться
в крупнейшую транспортную компанию нашей страны — РЖД, «Российские железные дороги».



И КАК УСТРОИТЬСЯ В ТАКУЮ КОМПАНИЮ?

Можно поступить в колледж по направлению
«Техническая эксплуатация подвижного состава».
Если ты выпускник школы и на Новый год заказывал детскую железную дорогу, то у нас для тебя отличная новость. Ты можешь подать заявку на целевое обучение
от РЖД. Если ты поступишь в колледж, то гарантированно устроишься на работу в эту компанию.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Сколько квалификаций в профессии машиниста?
ДАЛЕЕ
ПРОВЕРИТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
Ой! Подумай ещё...
ЕЩЁ РАЗ
Будь внимательнее!
ЕЩЁ РАЗ
Ты молодец!
3
ЕЩЁ РАЗ

РЖД в цифрах

  • сотрудников
    по всей стране

  • лет
    истории и опыта
  • профессий и специальностей

А какие еще плюшки
дает целевое обучение?

Во-первых, стипендия в течение всего обучения, если не будешь лениться и успешно сдашь сессии.
Во-вторых, оплачиваемая практика. Ты будешь набираться опыта во время обучения и получать за это деньги!
В-третьих, участие в молодежных проекта от РЖД. Это позволит прокачать себя как профессионально, так и личностно, развивая многие положительные качества: коммуникабельность, инициативность и многое другое.
Скорее подавай заявку, чтобы без тебя не уехал поезд!:)


А еще в РЖД проходят экскурсии для студентов, во время которых можно познакомиться с замечательными людьми и увидеть воочию свое будущее место работы. Окунись в романтику путешествий вместе с РЖД!


На карьерном портале РЖД есть и другие варианты для твоего профессионального старта. Советуем изучить этот классный сайт прямо сейчас. Только не забудь дочитать статью!



ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Машинист какой квалификации может управлять пассажирским локомотивом?
ДАЛЕЕ
ПРОВЕРИТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
Ой! Подумай ещё...
ЕЩЁ РАЗ
Будь внимательнее!
ЕЩЁ РАЗ
Ты молодец!
2
ЕЩЁ РАЗ
А ЗАРПЛАТА?
Зарплата машиниста (нажми, чтобы узнать, нажимаешь
на паровозик и появляется сумма)
Начинающие специалисты. Машинисты третьего класса получают в среднем 40-50 тысяч рублей.
Уверенные профессионалы. Машинисты второго класса получают около 60-70 тысяч рублей.
Суперпрофи. Машинисты первого класса получают более 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что заработная плата машинистов зависит от многих факторов: от квалификации, от количества часов в рейсе, от направления и самого транспорта.

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ!

Что будет, если нажать на стоп-кран?
Кран экстренного торможения или стоп-кран предназначен для срочной остановки поезда. Его необходимо использовать в самых экстренных случаях для предотвращения жертв.
Если сорвать этот заманчивый красный рычаг просто так, то будешь должен штраф от 3 до 5 тысяч рублей. А еще можешь понести уголовную ответственность, если во время торможения кто-то из пассажиров упал и получил травмы.
Откуда взялись легендарные подстаканники? 
Подстаканники впервые были введены в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Российской империи Сергея Витте. Проводники жаловались, что чай очень горячий, донести его до пассажиров им было сложно. Подстаканники значительно облегчили работу проводников.
В настоящее время выпускаются посеребренные, медные, а также позолоченные подстаканники. Стоимость – от 800 рублей. Основным заказчиком, как правило, выступает ОАО «РЖД». А еще регулярно выпускаются лимитированные серии, приуроченные к тем или иным памятным датам. Многие пассажиры их коллекционируют, и если ты часто путешествуешь, то тоже можешь начать свою коллекцию. Главное, не забудь оплатить!
Машинисты помогают людям в получении самого главного в жизни – счастливых воспоминаний от путешествий. Напоследок предлагаем вдохновиться атмосферой путешествий.

Как машинист едет домой, если его поезд – последний?
На машине. Или на тех поездах, которые ходят после его рейса. А еще бывает так, что машинисты работают в ночную смену, поэтому после самого позднего рейса они домой не уходят, а выполняют свои задачи. Или отдыхают несколько часов в специальных комнатах для сна, чтобы набраться сил перед самыми ранними маршрутами.
Почему останавливается поезд в метро?
Нет, машинист не заказывает жареную картошку и не уступает дорогу большой крыске.
Поезд останавливается в тоннеле из-за того, что пассажиры задержали предыдущий поезд на станции. Чтоб не столкнуться, необходимо подождать несколько минут.
А я прислоняюсь к дверям в метро. Я опасный?
Да. Это действительно опасно. И желательно прислушаться к этому предупреждению. Ведь вы можете задуматься, а двери откроются. Или поезд внезапно тронется, когда вы не держитесь за поручни.