БЕЗ ПЕЧАТИ – НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО
полиграфические технологии
БЕЗ ПЕЧАТИ – НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО
Знаешь ли ты, что печатная продукция окружает нас повсюду? Это не только книги, тетради или листовки! Это могут быть, к примеру, толстовки с принтом, наклейки, воздушные шарики с надписями «С днем рождения» или кружки. Украсить печатью всю эту продукцию стало возможным благодаря развитию полиграфического производства. И непосредственное участие в этом принимает техник-технолог полиграфического производства.
ТЕХНИКИ-ТЕХНОЛОГИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ
Техник-технолог – это профессионал, который отвечает за разработку, контроль и улучшения каждого этапа производства какого-либо изделия. Такой специалист отлично знаком с оборудованием, ассортиментом и даже с физико-химическими свойствами применяемых материалов. Техники-технологи трудятся в самых разных сферах! Бывают, к примеру, техники-технологи пищевого, швейного или металлообрабатывающего производств. Но о них мы расскажем в следующих статьях «Шоу профессий». Так что, как говорится, не переключайтесь!

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА?

В обязанности такого специалиста входит контроль каждой ступени создания полиграфической продукции, ее проверка на соответствие стандартов и требований, применяя знания технологических процессов изготовления печатных материалов, технических характеристик оборудования.

А ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ?

Проект «Шоу профессий» обязан своей популярностью в том числе интернету. Но если бы мы жили, скажем, лет так 100 назад, то добиться известности было бы сложнее. Мы уже представляем, как наши сотрудники стоят у входа в твою школу с плохо пропечатанной листовкой. А все потому, что полиграфические технологии того времени не могли обеспечить качественную печать. А если бы мы жили 1000 лет назад? Наверное, стояли бы с берестой вместо листовки?



КАК ЖЕ ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Полиграфия изначально не была печатным делом. В переводе с греческого «поли» – много, а «графити» – пишу. Разумеется, ни о каких печатных машинах тогда не было и речи: все наносилось ручным способом. Ну, зато шрифты были действительно уникальными! Все зависело от красоты и разборчивости почерка и мастерства писца.
Египтяне использовали в качестве носителя информации знаменитый материал для письма – папирус. Это «бумага», изготовленная из листьев водного растения, широко распространенного в Египте. На папирусе писал весь древний античный мир – не только египтяне, но и греки, и римляне. По некоторым данным, в Египте изготавливалось до 1 млн папирусных свитков в год! Именно папирусные свитки хранились в древних библиотеках.
Греки также создавали письмена на пальмовых листьях и деревянных табличках, покрытых воском, некоторые народы использовали глиняные таблички.
А на Руси какое-то время писали на кусках бересты. Особенно много берестяных грамот обнаружили во время раскопок Великого Новгорода.
В средние века большая часть книг была рукописной и записывалась на пергаменте – материале из кожи животных, прошедшей особую обработку. Однако пергамент был труден в изготовлении и очень дорог.
А родиной родной нам бумаги считают Китай. Именно там в 105 г. н.э. были описаны способы изготовления материала для письма из измельченных растительных волокон.
Прототипом современных печатных технологий являлось изобретение немецкого ювелира Иоганна Гуттенберга – подвижные металлические буквы: из них можно было набирать строки, которые потом помещали под пресс, чтобы оставить отпечаток на бумаге. К сожалению, Гуттенбергу не хватало средств, чтобы оставить изобретение у себя. Однако за ним укрепилось имя изобретателя и основоположника книгопечатания.

А ЧТО СЕЙЧАС?
Проходили десятилетия, шлифовалась и совершенствовалась технология Гуттенберга. На сегодняшний день у человечества есть огромное количество видов печати высокого качества. Если раньше печатание было необходимо в большей степени для фиксирования истории и обучения, то сейчас полиграфия все теснее связана именно с рекламой: визитные карточки, упаковки, флаеры, футболки, наклейки – все это используется компаниями для рекламы своих продуктов.
В наше время полиграфическое производство настолько продвинулось вперед, что позволяет качественно печатать не только на листах бумаги, но и наносить рисунок на разнообразные материалы: начиная от ткани и заканчивая деревом. А еще можно производить ароматическую печать – например, в модных журналах, где картинку нового парфюма можно потереть и почувствовать его аромат. Современные технологии позволяют даже печатать на 3D-принтере.
Но как именно это печатают? Все это знает техник-технолог полиграфического производства. Попробуем объяснить на жизненном примере. Читай ниже!

КАК «ШОУ ПРОФЕССИЙ» МЕРЧ СВОЙ ПЕЧАТАЛИ

Виды печати очень разнообразны. И если для футболок подойдут одни, то, например, для печати на кружках – совсем другие. Да, печать на футболках бывает разной и ее выбор, как мы теперь знаем, зависит от многих факторов: тираж, количество цветов, величина изображения, количество мелких деталей, материал футболки… И это только особенности печати на ткани! Со всем этим знаком техник-технолог полиграфического производства, который предложил нам следующие варианты:

Прямая цифровая печать
Это самый удобный способ печати, когда необходимо сделать одно или несколько нанесений. При цифровой печати краска сразу ложится на ткань, поэтому метод и называют прямой. Это чем-то похоже на работу бумажного принтера. Вы кладете бумагу и на ней пропечатывается текст или рисунок. То же самое и с футболкой, только принтер в разы больше. Футболку кладут на специальный подвижный стол. Размер стола ограничен, поэтому и принт не может превышать его размер. Важно помнить и то, что на месте, где планируется рисунок, не должно быть швов, карманов, пуговиц, замков.
Шелкотрафаретная печать
Шелкотрафаретную печать придумали еще в Древнем Китае. С тех пор изменилась техника, но суть печати остался прежней. Изображение на ткани получается за счет использования краски и трафарета. Трафарет изготавливается под каждый цвет отдельно. Каждый цвет наносится через свой трафарет: если оттенков 10, то и трафаретов для печати будет 10. Потом краска тщательно просушивается. Под воздействием горячего пресса она прочно запечатывается в волокна.
Сублимационная печать
Такой вид печати используется на синтетике светлых оттенков, устойчивой к высоким температурам: дело в том, что при нанесении краски эти способом температура должна быть достаточно высокой, чтобы произошла химическая реакция и молекула краски осталась на ткани. Но перед печатью нужное изображение распечатывается на специальной бумаге, которая впитывает в себя сублимационные краски. Футболка помещается на пресс, сверху размещают распечатанный рисунок и все это на непродолжительное время придавливается горячем прессом. Убираем пресс и происходит волшебство – под воздействием температуры краски перешли на ткань: рисунок уже на футболке!

Наша команда выбрала первый вид печати, цифровой.
Переходим ко второму этапу

Создание макета футболки и календаря
Как мы уже поняли, любая полиграфическая продукция проходит длинный путь перед тем, как окажется в ваших руках. Следующий этап в этом нелегком деле – создание макета, за который принялись дизайнеры полиграфии. Они учли пожелания нашей команды. Техник-технолог тесно взаимодействует с этими специалистами на каждом этапе производства.
Создание прототипа и согласование
После того, как дизайнеры разработали макеты футболок, они отправили результат работы нашей команде на согласование. Мы внесли некоторые пожелания и передали дизайнерам макеты на доработку. Дальше дизайнеры отдали выбранный макет на пилотное производство и техник-технолог изготовил нам пример нашей футболки. Этот этап нужен для того, чтобы заказчик увидел свою идею воочию, в полном размере, ведь ему что-то может не понравиться.
Производство
После того, как техник-технолог успокоил нашу восторженную команду после увиденного прототипа, он приступил к основной работе – прямой цифровой печати всей партии футболок!

Вот такие футболки у нас получились:

Все нюансы, которые мы описали, относятся к печати на футболках. А если бы мы захотели сделать мерч не из футболок? Ведь сегодня можно печатать и на пледах, и на подушках, и на воздушных шарах, и на зонтах, и на брелоках, и, конечно же, на билбордах, флаерах, листовках. Какие еще бывают виды печати? Какая печать подходят к каждому конкретному изделию? Как проходит процесс печати? Все это должен знать техник-технолог полиграфического производства, чтобы принять заказ. Вот насколько важен этот специалист!

ГДЕ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ?

Заинтересовала профессия? Отлично! Чтобы стать гуру печатного дела, можно поступить в колледж – как после 9-го класса, так и после 11-го; обучаться ты можешь по программам «Печатное дело» 29.02.09 или «Полиграфическое производство» 29.02.06.
Уже во время обучения в колледже можно принять участие в чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы».

СКОЛЬКО СМОГУ ЗАРАБОТАТЬ?
Такие специалисты очень востребованы на рынке труда, поэтому у выпускников не возникает особых проблем с трудоустройством. К тому же, типография есть практически в каждом городе.
Средняя зарплата у начинающих специалистов по России – 40 тысяч рублей. Со временем заработок будет расти. К тому же, очень часто такие специалисты открывают свое дело.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Визитки являются самым распространенным видом печатной продукции. Они применялись еще в Китае более 600 лет назад. Только тогда они анонсировали важные встречи с другими людьми.

Самая большая библиотека в России находится в Москве – это Российская государственная библиотека, книжный фонд которой – почти 50 млн томов!

Однако из самых маленьких книг в мире напечатана в Японии.

В арабских странах, как известно, слова пишутся и читаются справа налево. В Японии текст тоже обычно пишется справа налево, и не строчку, а столбиками – сверху вниз. Японские книги и открываются справа налево, то есть то, что для нас – последняя страница книги, для японцев – первая!