Семь футов под килем
ПРОФЕССИЯ
СУДОСТРОИТЕЛЬ-СУДОРЕМОНТНИК МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ
Семь футов под килем
Моря и океаны занимают три четверти поверхности земного шара. Их бороздят военные корабли, гражданские танкеры, пассажирские лайнеры и рыболовные суда. И все их должен кто-то строить и ремонтировать. Как вы догадались, сейчас мы поговорим об одной из наиболее востребованных и важных профессий. Это судостроитель-судоремонтник металлических судов.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ судостроитель-судоремонтник металлических судов
Не секрет, что судно состоит из множества самых разнообразных деталей: плоских и гнутых, простых и со сложной конфигурацией. Их размеры могут быть от нескольких сантиметров до десяти метров и более. И представитель этой профессии с лёгкостью должен разбираться не только в том, как они работаю, но и в том, что нужно делать в случае их поломки. Судостроитель-судоремонтник металлических судов работает в сборочном цехе, эксплуатирует и ремонтирует паровые котлы и агрегаты, выполняет сборочно-достроечные работы, сборку и монтаж (демонтаж) элементов конструкции судов. Также он выполняет слесарные и электрогазосварочные работы.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Первые корабли, которые представляли собой небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью весел, появились в древнем Египте и Древней Греции. Также их использовали шумеры и финикийцы. Так, в V веке до нашей эры строились корабли с двумя рядами вёсел, они назывались биремами. Те, которые были с тремя рядами – триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сотен человек.

Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII—XVIII веков. До XIX века корабли были парусными. Самые быстроходные парусники перевозили чай из Китая и шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км/ч.
Уже в XIX веке в судостроении происходят значительные изменения: дерево заменяется железом, а на смену парусу приходит паровая машина. Первый речной пароход «Клермонт» был построен в США в 1807 году, а первый морской пароход появился в России в 1815 году. Уже в XX веке были сконструированы корабли с двигателями, работающими от пара, созданного при участии ядерного реактора. Первое гражданское судно такого типа – атомный ледокол «Ленин». Он начал работать в Арктике в 1959 году.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ
СУДОСТРОИТЕЛЕМ-СУДОРЕМОНТНИКОМ
МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ?

Любой профессионал в этой области, несомненно, будет востребован, поскольку авиация – это неотъемлемая часть нашей жизни. По этой причине не стоит сомневаться в актуальности этой профессии и, как следствие, возможности совершенствовать свои навыки и продвигаться по карьерной лестнице. Например, эти специалисты работают на предприятиях по производству, эксплуатации и ремонту летательных аппаратов, а также в аэропортах. Они разрабатывают специальную документацию, проектируют и собирают несложные детали: узлы технологического оборудования и оснастки самолётов, вертолётов и планеров.
Данные популярных площадок по поиску работы говорят о том, что средний уровень дохода специалиста не ниже 50 тысяч рублей. А дальше всё зависит от опыта, компетенции и, разумеется, конкретного места работы.

Как вы уже догадались, эта профессия не только романтична, но и сложна. Поэтому настоящие мастера своего дела должны быть на просто влюблены в море, но и наделены целым рядом необходимых качеств. В их числе:

  • физическая выносливость;
  • острота зрения;
  • аккуратность;
  • ответственность.
Кроме того, судостроитель-судоремонтник должен уметь выполнять:

  • первичную обработку листовых и профильных судостроительных материалов;
  • сборку и монтаж элементов судовых конструкций и оборудования;
  • ремонт и утилизацию металлических судов и другой морской и речной техники на судостроительных и судоремонтных предприятиях.
Также настоящему профессионалу следует знать:

  • основы электротехники;
  • режимы сварки и правила их регулирования;
  • виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
  • виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
  • правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры;
  • работу с чертежами.

ГДЕ Я МОГУ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ?

Чтобы стать судостроителем-судоремонтником вовсе не обязательно иметь высшее образование. Будущие специалисты могут получить и среднее профессиональное образование. Начать обучение можно уже после 9-го класса, поступив в организации, реализующие программы среднего профессионального образования. Познакомиться с тонкостями профессии можно и после 11-го класса.
Уже во время обучения в колледже можно принять участие в чемпионатах профессионального мастерства, проводимых WorldSkills Russia. Победители региональных соревнований встречаются в финале ежегодного Национального чемпионата «Молодые профессионалы», чтобы защитить честь своего региона, получить шанс войти в состав национальной сборной России и выступать на международных чемпионатах WorldSkills.
На какой размер зарплаты можно рассчитывать?
Изначально работник этой отрасли может рассчитывать на заработную плату в размере 50-60 тысяч рублей ежемесячно. В процессе, постигая секреты профессии и оттачивая мастерство, специалист может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и повышение оклада. Стоит добавить, что размер зарплаты зависит и от места работы. Так, специалисты, трудящиеся на крупных верфях, могут рассчитывать на более солидное вознаграждение.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

День судостроителя впервые в России отпраздновали только в 2014 году. Дата — 30 октября — выбрана не случайно. В этот день в 1696 году было принято решение об основании регулярного морского флота в России. В этот день в 1696 году Боярская дума по инициативе Петра I постановила: «Морским судам быть!», чем положила начало строительству 52 кораблей для Азовской флотилии.

Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород и Калининградская область. Самые большие в мире подводные лодки и ледоколы разработаны и построены на верфях России.
Во время Второй мировой войны матросы пронесли на борт немецкого линкора «Бисмарк» кота. Спустя девять суток судно было затоплено британской эскадрой. Удалось спастись только 115 из 2 200 членов экипажа. Кот был подобран английскими моряками и взят на борт эсминца «Казак». Через пять месяцев он был торпедирован немецкой подводной лодкой. Впоследствии кота, который получил прозвище «Непотопляемый Сэм», «перевели» на авианосец «Ark Royal», который вскоре также был затоплен. И только после этого животное решили оставить на берегу. Там кот благополучно прожил до 1955 года.