Концепция реализации системы профессиональной навигации и предпрофессионального образования

КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ
И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция создана с целью определить и обосновать организационно-регулятивные и научно-методические основы государственной системы по сопровождению профессионального самоопределения личности.
История возникновения
В истории развития системного подхода к профессиональному самоопределению личности в РФ было предпринято несколько попыток к агрегации накопленных знаний и систематизации их в форме концепции. Основу для многих современных разработок составляет «Концепция профессионального самоопределения молодежи», созданная Институтом профессионального самоопределения Российской академии образования (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, И.А. Сасова и др.) в 1993 году (далее ⎼ Концепция-1993). Основополагающим теоретическим аспектом Концепции-1993 является «Я-концепция» развития личности, разработанная Р. Бернсом.

Концепция-1993 послужила базисом для разработки многих проектов концепций профориентации и сопровождения профессионального самоопределения личности на федеральном уровне, которые, однако, не были реализованы:
− проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на 12-летнее образование
(РАО, Н.С. Пряжников, 2001);
− проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н.Ф. Родичев, 2006);
− проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е.А. Рыкова, 2009).
Одним из последних концептуальных трудов в направлении профориентации и профессионального самоопределения личности является «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», созданная в 2015 году (далее ⎼ Концепция-2015).
Концепция-2015 была разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт образования» (В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др.) и служит следующим шагом в развитии Концепции-2012, преемственно развивая ее основные идеи.
Настоящая «Концепция реализации системы профессиональной навигации и предпрофессионального образования» (далее ⎼ Концепция) опирается на проекты предшествующих Концепций в вопросах теоретических основ профессионального самоопределения, а также используемых организационных и научно-методических подходов.

Цели и задачи
создания и реализации Концепции

Задача создания Концепции, таким образом, заключается в формировании единого понимания сферы профессионального самоопределения личности и видении сетевого взаимодействия в профориентационной среде. Необходимо предоставить всем заинтересованным сторонам унифицированные знания о профориентационной сфере, единые подходы к профориентации, благодаря которым будут достигнуты вышеобозначенные цели, а также описать функционал субъектов, необходимых для создания целостной системы по сопровождению профессионального самоопределения личности.