ПРОФЕССИЯ Дизайнер виртуальной среды

Параллельные миры

ПРОФЕССИЯ
Дизайнер виртуальной среды

Параллельные миры
Ещё несколько десятилетий назад виртуальная реальность казалась лишь научно-фантастической концепцией. Теперь, благодаря современным технологиям, она стала частью нашей повседневной жизни. И это не волшебство, а научный прогресс, который может переместить человека в новые миры, физически оставляя его в реальной действительности. И всё это – заслуга, в том числе, и дизайнеров виртуальной среды.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ДИЗАЙНЕР ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Прежде чем мы расставим все точки над «i» в этом вопросе, нужно определиться с тем, что же такое виртуальная реальность или VR. Она представляет собой созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. А дизайнер виртуальной среды – это специалист, который занимается созданием концепции виртуального мира и её реализацией в VR-проектах. Эту профессию по праву можно назвать одной из самых востребованных и актуальных. Эта ниша требует креативных и амбициозных специалистов. Сегодня проекты на основе виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) уже реализованы во многих сферах. В частности, это:
- Военная промышленность: симуляция военных действий, отработка трудностей во время виртуального боя.
- Образование: симуляторы вождения автомобиля, самолёта, экскаватора и другой техники; визуализация исторических, химических, биологических процессов для обучения в школе.
- Здравоохранение: симуляция операций, лечение фобий и психических расстройств с помощью виртуального мира.
- Развлечения: компьютерные игры, кино, парки аттракционов, трансляции спортивных матчей и другое.
Проектирование: предварительное тестирование автомобиля производителем.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Первая система виртуальной реальности появилась в 1962 году. Тогда Мортон Хейлиг представил миру первый прототип мультисенсорного симулятора: он получил название Sensorama. Это устройство погружало зрителя в виртуальную реальность при помощи коротких фильмов, которые сопровождались запахами, порывами ветра, создаваемого при помощи фена, а также звуками мегаполиса с аудиозаписи. В 1968 году американец Айвен Сазерленд создал то, что считается первым шлемом виртуальной реальности. Он был достаточно примитивным, а его вес был настолько большим, что он подвешивался к потолку.

Уже в 70-х годах прошлого века компьютерная графика полностью заменила видеосъёмку, которая до этого использовалась в симуляторах. Графика была крайне примитивной, однако тренажёры – симуляторы полётов – работали в режиме реального времени.
Первой реализацией виртуальной реальности считается «Кинокарта Аспена», которая была создана в Массачусетском Технологическом Институте в 1977 году. Эта компьютерная программа симулировала прогулку по городу Аспен. Очередной вехой стало появление в середине 80-х годов систем, в которых пользователь мог манипулировать трёхмерными объектами на экране благодаря их отклику на движения руки. В 1989 году Джарон Ланьер ввёл более популярный ныне термин «виртуальная реальность».

А в современном мире технологии виртуальной реальности применяются практически повсеместно: в проектировании и дизайне, в военных технологиях, в строительстве, в тренажёрах и симуляторах, а также в маркетинге и рекламе и, конечно же, индустрии развлечений.

Кто может стать
ДИЗАЙНЕРом ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ?

А теперь давайте узнаем, есть ли у вас «предрасположенность» к тому, чтобы освоить эту актуальную профессию и стать востребованным специалистом. Она требует не только обширных знаний в области информационных технологий, понимания технических аспектов, но и особого взгляда на вещи, креативного подхода и умения находить неординарные решения. Потому что создание виртуальных миров – это не просто «волшебство», а продумывание предметно-пространственной среды, где нужно учесть каждую мелочь и деталь.

Если рассматривать профессиональные навыки, то дизайнер виртуальных миров должен отлично:
  • пользоваться 3D-инструментами;
  • знать азы проектирования;
  • проводить исследование потребностей пользователей;
  • разрабатывать технические условия;
  • предлагать собственные варианты достижения задачи от клиента.

ГДЕ Я МОГУ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ?

Чтобы начать оттачивать свои навыки в этой актуальной профессии, не обязательно иметь высшее образование. Будущие профессионалы могут получить диплом и о среднем профессиональном образовании. Начать обучение можно уже после 9-го класса, поступив в организации, реализующие программы среднего профессионального образования. Познакомиться с тонкостями профессии можно и после 11-го класса.
Уже во время обучения в колледже можно принять участие в чемпионатах профессионального мастерства, проводимых WorldSkills Russia. Победители региональных соревнований встречаются в финале ежегодного Национального чемпионата «Молодые профессионалы», чтобы защитить честь своего региона, получить шанс войти в состав национальной сборной России и выступать на международных чемпионатах WorldSkills.
На какой размер зарплаты можно рассчитывать?
Как вы уже поняли, дизайнер виртуальной среды – это одна из профессий будущего. Этот статус может наверняка гарантировать специалисту востребованность и стабильный доход. Размер зарплаты в этой сфере индивидуален и зависит от множества факторов. К примеру, чтобы получить работу в крупной компании, нужно ярко проявить себя, продемонстрировав талант и компетенции. Специалист, зарекомендовавший себя, может рассчитывать на оклад в размере от 80 до 150 тысяч рублей. В крупных компаниях Москвы такие сотрудники могут получать до 300 тысяч рублей.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

На одной из подмосковных ферм протестировали прототип очков виртуальной реальности для коров. Животным в VR показывают симулятор летнего поля. Исследователи отмечают, что помимо физиологических потребностей животных, важную роль играет и их эмоциональное состояние. Примеры молочных хозяйств из разных стран показывают, что в спокойной атмосфере количество, а порой и качество, молока заметно увеличивается.

Появление технологии VR было предсказано ещё в 1930 году. Именно тогда вышел роман писателя-фантаста Стенли Вейнбаума «Очки Пигмалиона»

Футурист Рэймонд Курцвейл верит, что к 2030 году люди будут проводить большую часть жизни внутри виртуальной реальности.

Фантаст Уильям Гибсон, ещё в 80-х предсказавший интернет и виртуальную реальность, впервые надев шлем виртуальной реальности, сказал: «Они сделали это».