Учитель. Наставник. Друг.

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно и помимо школы посещал разные кружки и секции, занимался танцами или рисованием, спортом или иностранными языками.
С раннего возраста дети проявляют свои таланты и способности в различных областях. В этом мире увлечений, интересов и навыков важную роль играет учитель, наставник или просто друг, который может помочь ребенку раскрыть свой потенциал и найти свое призвание.
Знакомьтесь с этим уникальным человеком — педагог дополнительного образования!
Для начала давайте разберемся, что такое дополнительное образование и чем оно отличается от обычного.

Мы учимся в школе и посещаем уроки, некоторые предметы нам нравятся, а некоторые нет. Посещение школы является обязательным условием. Но после уроков мы бежим на кружки, чтобы научиться рисовать, заниматься спортом, играть на музыкальном инструменте, фотографировать, программировать или изучать иностранный язык.
Это мир наших увлечений и хобби, который мы называем дополнительным образованием! Оно не является обязательным, но мы посещаем его с удовольствием. Поэтому нельзя утверждать, что оно менее важно, чем наше основное образование.

Дополнительное образование охватывает практически все сферы деятельности
и работает по шести направленностям:
  • технической
    к ней относятся робототехника, программирование, проектирование, технология, конструирование и др.

  • художественной
    в эту направленность входят изобразительное и декоративно-прикладное творчество, хореография, музыкальное исполнительство и другие виды искусства
  • естественно-научной
    это области физики, химии, математики, астрономии, экологии, биологии и т.д.
  • туристско-краеведческой
    это программы, связанные с туризмом
    и изучением истории родного края
  • социально-гуманитарной
    в рамках этой направленности реализуются программы по углубленному изучению иностранных языков, изучаются лингвистика, журналистика, программы в области психологии, права, обществознания, философии
  • физкультурно-спортивной
    это всевозможные секции и школы, направленные на овладение тем или иным видом спорта
Независимо от того, в какой сфере работает педагог, он может с уверенностью утверждать, что дополнительное образование — это уникальный мир, где взрослые и дети могут вместе создавать и развиваться, где каждый ребёнок находит свой путь и нащупывает интересы, которые могут стать основой его будущей профессии. Не секрет что увлечения, которые мы имели в детстве, часто становятся нашими профессиями. Педагоги дополнительного образования играют важную роль в том, смогут ли дети раскрыть свои таланты и развить их, чтобы стать успешными в будущем.

Педагог дополнительного образования

Педагоги дополнительного образования занимаются обучением детей, студентов и взрослых в различных организациях. Это могут быть образовательные учреждения, школы, учебные центры и т.д.
Основная задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал, направить его в нужное русло, стать наставником и проводником в мир профессии.
Дополнительное образование ориентировано на интересы и способности каждого ребенка, поэтому педагогу дополнительного образования важно уметь находить подход к любому обучающемуся.

Где работать?

Педагоги дополнительного образования могут работать в общеобразовательных школах, где руководят различными кружками. Это помогает организовать досуг в группах продленного дня, найти учащимся занятия по интересам.

Во дворцах творчества и детско-юношеских центрах (учреждениях дополнительного образования детей) педагоги дополнительного образования занимаются развитием талантов детей на более глубоком уровне и можно сказать, проводят раннюю профориентацию.

Педагоги дополнительного образования также могут работать в колледжах и вузах, где занимаются с учащимися за рамками основных образовательных программ. В их обязанности может входить организация работы различных кружков, секций, различных выставок, студенческих конкурсов, олимпиад.

Поскольку в рамках дополнительного образования могут быть организованы занятия не только для детей, педагоги дополнительного образования могут трудиться в учебных центрах для взрослых. Это различные курсы компьютерной, правовой или финансовой грамотности, журналистики, рисунка, танцев, иностранного языка и т.д.

Что он за человек такой?

Педагог дополнительного образования имеет ряд требований, описанных в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования», который относится к его квалификации, умениям и навыкам.

Во-первых, необходимо образование. Оно должно быть специализированное по направлению деятельности и в обязательном порядке – педагогическое.

Во-вторых, личностные качества. Они включают в себя прежде всего любовь к детям, коммуникабельность, уверенность в себе, способность найти общий язык с родителями и детьми. Необходимо быть готовым к тому, что на занятия будут приходить застенчивые дети, с которыми очень сложно наладить контакт; гиперактивные и шумные ребята, которые не способны усидеть на одном месте хотя бы две минуты подряд. На занятия могут прийти дети с ОВЗ и инвалидностью, каждому из которых нужно найти индивидуальный подход. То же самое касается и родителей. Могут встретиться родители, для которых важнее всего первые места на конкурсах, соревнованиях и выставках; могут прийти те, для кого главное – занять ребенка любимым делом. А есть такие, кто вообще не интересуется увлечениями ребенка. В этом случае именно педагог дополнительного образования может помочь ребенку не потерять себя и помочь найти свой жизненный путь.
Также в этой работе важны стрессоустойчивость, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, креативность, чувство юмора и ответственность. Нужно уметь тщательно планировать, анализировать результаты работы детей, отслеживать их успехи. А если понадобится – гибко менять технологии и методики в зависимости от успехов и достижений ребят.
Педагоги – те люди, которые всю жизнь учатся чему-то новому!
Обязанности педагога допобразования
Обычно в обязанности педагога допобразования входит комплектация учебных групп, разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, планирование и проведение занятий. Иногда педагог оказывает консультативную помощь родителям и обучающимся. Педагог дополнительного образования осуществляет реализацию образовательной программы дополнительного образования, а также проводит открытые занятия и мастер-классы – ведь очень важно дать подопечным шанс продемонстрировать то, чему они научились, а заодно поделиться с другими преподавателями своим опытом.

Плюсы и минусы профессии

Начнем с положительных моментов:
  • В дополнительном образовании существует огромное количество интересных активностей: это фестивали и конкурсы, выставки и концерты. Если дети успешно выступают на конкурсах и занимают призовые места, это очень вдохновляет, вселяет уверенность в педагога и воспитанников. Но даже небольшие успехи на занятиях, стабильная посещаемость уже дарят позитивные эмоции и берегут от профессионального выгорания.
  • На занятия приходят мотивированные и увлеченные дети, которым интересно то, чем занимается педагог. Работать с ними гораздо проще, чем с ребятами, которые не очень заинтересованы в предмете.
  • Есть возможность дополнительного заработка –
    можно организовать занятия или оказывать платные образовательные услуги частным образом.
  • А еще у педагогов длинный отпуск – 56 дней,
    причем всегда в летний период!
Каковы недостатки профессии?
  • Педагогам дополнительного образования, в отличие
    от учителей-предметников, нужно уметь привлекать и удерживать контингент обучающихся. Занятия в рамках дополнительного образования не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет ходить на такие уроки.
  • Педагоги дополнительного образования должны сами написать программу, по которой они будут работать.
    К программе также необходимо разрабатывать собственный пакет диагностических методик, по которым педагог сможет оценить, как ребенок освоил программу.
  • Иногда дети приходят в секцию или кружок не по собственному желанию, а по желанию родителей. С такими детьми работать очень трудно. Иногда приходится объяснять родителям, почему ребенок не хочет посещать занятия и почему его нельзя учить вопреки его желанию.

Где учиться и как поступить?

Получить необходимое образование педагогу дополнительного образования можно в педагогическом колледже или в любом колледже, где есть специальность 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования».

Для этого достаточно окончить 9 или 11 классов. В первом случае срок обучения будет составлять 3 года 10 месяцев, во втором – 2 года 10 месяцев.


КАК УЧИЛИ РАНЬШЕ?

Одним из первых организаторов подготовки педагогов-внешкольников в дореволюционное время считается Е. Н. Медынский, который в 1912–1915 годах разработал и прочитал курс лекций по внешкольному образованию в Санкт-Петербургской педагогической академии. После революции был создан специальный отдел внешкольного образования Народного Комиссариата по просвещению, одной из задач которого было создание курсов для инструкторов по внешкольному образованию. В 1992 году Законом «Об образовании» впервые введено понятие «дополнительное образование», а в 1998 была введена специальность «педагогика дополнительного образования», которую можно получить и в колледже.

Если ты любишь детей, хочешь делиться с ними своим мастерством, сделать хобби своей профессией – тогда замечательная, интересная, нужная профессия педагога дополнительного образования – для тебя!

Важность этой профессии подчеркнул известный педагог, автор теории гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили. Он так определил миссию педагога дополнительного образования: «Педагог-внешкольник – это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».